Женщина-Адмирал Российского Флота
Женщина-Адмирал Российского Флота
БУБУЛИНА ЛАСКАРИНА –
ПЕРВАЯ И ЕДИНСТВЕННАЯ ЖЕНЩИНА
АДМИРАЛ РОССИЙСКОГО ФЛОТА.
Судьба распорядилась так, что Ласкарина родилась в тюрьме Константинопольской крепости, куда была брошена ее беременная мать, жена греческого капитана Станиса Пинотсинса, принимавшего участие в боевых сражениях за свободу Греции в 1769-1770 годах. После смерти греческого патриота его жена и новорожденный ребенок освобождены из заключения. В поисках места проживания они остановились на острове Идра. Четырехлетняя борьба за выживание на свободе привела мать к заключению второго брака с капитаном Димитрио Лазару-Орлова (многие греческие патриоты, участники средиземноморских событий под общим руководством Орлова-Чесменского, в знак особого почитания России принимали решение брать себе двойную фамилию с именем Орлова). Состоявшая семья переехала на остров Спецопула.
Ласкарина росла настоящей гречанкой: энергичной, темпераментной, отважной. Патриотические чувства были очень важной составляющей его национального характера. Юная Ласкарина обожала море, с увлечением слушала рассказы бывалых греческих капитанов об извечном желании обрести свободу и независимость. Такие характеристики для женщины того времени очень лестны, ведь женщина занимала в обществе позицию на ступень ниже и зависимую от мужчины, поскольку она не создана по образу Бога и, следовательно, не могла действовать самостоятельно. Женщина не обладала властным авторитетом и правоспособностью, являвшихся прерогативами мужчин. Социальная активность женщины, ее революционная инициатива ограничивалась властью мужчин, тем более в православном мире, на острие борьбы за создание греческого государства, открытом противостоянии османскому насилию. Современные историки и исследователи единодушно констатируют тот факт, что «руководство властью» и «революционная борьба» являлись сферами характерными исключительно для мужчин. Бубулина – тот немногий (единичный) подвиг женской индивидуальности и ярко выраженной самостоятельности. К своим сорока годам греческая патриотка родила и воспитала семерых детей, своим упорством и целеустремленным трудом скопила крепкое состояние в 300 тысяч талеров, научилась управлять морским судном. Дважды выходила замуж. Когда ее муж Димитриос Бубулис погиб в морском сражении с алжирскими пиратами, она унаследовала его дело и парусные корабли. Сумела организовать предприятие начатое мужем деловито и результативно. В предреволюционный период Бубулина использовала несколько своих поездок в Константинополь для встречи с представителями греческого освободительного движения «Филики Этерия». Разделяя революционные взгляды с «Этеристами» Ласкарина на свои средства построила восемнадцатипушечный корвет «Агамемнон», снарядила его боевым вооружением, обучила экипаж, потратила много средств на закупку продовольствия, оружия, боеприпасов и экипировки для повстанцев. Свой дом, расположенный на острове Спецес приспособила под перевалочную базу, через которую на своем корабле выполняла постоянную переброску имущества в необходимые места базирования восставших. Гречанка посвятила свою жизнь борьбе за свободное государство Греция.
В 1816 году османские власти предприняли меры к конфискации ее имущества, как жены грека, принимавшего участие в русско-турецкой войне на стороне русской Средиземноморской эскадры. Спасаясь от ареста, Бубулина встречалась с русским посланником в Константинополе графом Строгановым, прося у него защиты. Посол России способствовал временному укрытию отважной гречанки на территории Крымского полуострова. Здесь она вынуждена была находиться почти три месяца. Но тоска по родине, стремление принимать активное участие в революционной борьбе заставили вернуться ее в Архипелаг.
Особенно отличилась отважная женщина в 1821 году, когда она во главе греческой эскадры численностью в восемь боевых кораблей приняла участие в осаде крепости Нафплион. На всех кораблях отважной патриотки развивался флаг независимой Греции. Она организовала десантные отряды на решительную осаду.
В переломный момент штурма, когда, силы осаждающих крепость, дрогнули, Бубулина, вырвавшись вперед отряда штурмующих, призвала соратников к новой атаке:
«Кто вы? Мужчины или бабы? Вперед!». Ее пример подействовал на пошатнувшихся в действиях мужчин.
Моряки десанта, под градом турецких пуль обеспечили себе победный прорыв и взяли укрепленную турками цитадель. Мужественная женщина-капитан снискала славу национальной героини в борьбе за свободу Греции. Отважному флотоводцу Ласкарине Бубулине, первой и единственной женщине Император Александр 1 присвоил звание АДМИРАЛА Российского Флота, и вместе с адмиральскими отличительными знаками передал в дар монгольский меч в кожаных ножнах.
Ласкарина Бубулина погибла в вооруженном столкновении во время внутренних раздоров с семьей Коутисов. Имя отважной женщины – Адмирала Российского Флота особо почитается в современной Греции. Наследники Бубулины передали греческому правительству легендарный корвет «Агамемнон», который был переименован в «Спеце» и ходил флагманом в греческом национальном Флоте. Во многих городах Греции и на острове Кипр в ее честь названы улицы. А в городе Спеце, на острове Спецопула создан музей в ее честь, установлен памятник славной греческой патриотке Ласкарине Бубулине.
Образ греков вставших с оружием в руках на борьбу за возрождение государства стал символом для многих граждан Греции и России. Бубулину, как и многих других греческих патриотов, старались запечатлеть в скульптуре, на многочисленных портретных картинах, на страницах книжных изданий. Великий писатель Николай Васильевич Гоголь в своих бессмертных «Мертвых душах» написал об этом так:
«… Вошед в гостиную, Собакевич показал на кресла, сказавши опять: «Прошу!». Садясь, Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. На картинах все были молодцы, все греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. Между крепкими греками, неизвестно, каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные. Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые. Возле Бобелины, у самого окна, висела клетка, из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками, очень похожий тоже на Собакевича. …»
---------------------
Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Москва. Художественная литература. 1985. стр. 87.
Вот так мастерски показывал Николай Васильевич человеческую глупость и несуразность, стараясь возвеличить мужество и героизм. Следует отметить, что Гоголь описывает эту обстановку домашнего быта, как человек прошедший школу обучения в «Гимназии высших наук» князя Безбородко, открытой в Нежине – городе, где проживали многочисленные греческие семьи поселенные здесь еще Петром Великим.
Источник: http://www.proza.ru