• Дамоклов меч над «Греческим домом»

    Дамоклов меч над «Греческим домом» уже занесен. Все началось с того, что 21 апреля 2011 года депутаты Верховной Рады Украины приняли Закон «О внесении изменений в законодательные акты Украины по арендным отношениям». Согласно ему, из прежнего закона исключалась статья, кото­рая позволяла органам местного самоуправления, а значит, и нашему горсовету, самим предос­тавлять льготы по арендной плате для организаций, имеющих важное социальное значение.

    Новый же закон требует отменить местные льготы и всех построить по единой государственной методике, принятой Кабмином. Из Киева, дескать, виднее! Не буду как гражданин гово­рить о том, что новый за­кон урезал права местного самоуправления, нарушив тем самым европейские традиции местного самоуп­равления. Скажу только, что реализация этого закона на практике приведет к гибе­ли «Греческого дома» в Се­вастополе.

    Судите сами! До сих пор мы, пользуясь льготами, ут­вержденными на сессии горсовета, платили мини­мальную аренду по схеме: 1 гривна за 1 кв.метр арендуемой площади в год. Значит, за 70 кв. метров «Греческого дома» мы пла­тили 70 грн. в год. И это было справедливо! Столь малая аренда позволяла нам опла­чивать вовремя и без долгов все коммунальные услуги. И все - на собранные взносы чле­нов греческого общества, в боль­шинстве своем пенсионеров.

    Новая гигантская аренда для нас неподъемна! Она станет звоном по­гребального колокола над «Гречес­ким домом»!

    Как не вспомнить начало! В 2002 году после многих просьб нам было выделено помещение - грязный, запущенный подвальчик в дорево­люционном двухэтажном доме по ул. Годлевского, 16. О таких обыч­но говорят: «бомжатник».

    Но велики были энтузиазм и страстное желание греков создать греческий уголок в Севастополе. Люди тащили в подвал свои строй­материалы, штукатурили, белили, красили. Председатель общества Александр Нефериди с пилой и рубанком в руках занимался сто­ляркой. Бывший старшина боцман­ской команды линкора «Новорос­сийск» Иван Куко, спасавший мат­росов после взрыва корабля в ро­ковую октябрьскую ночь 1955 года, работал с электросваркой, монти­ровал ограждение, прокладывал электропроводку. Ветеран труда, известный в городе человек, в про­шлом начальник участка судоре­монта в «Атлантике» Константин Стилиди ставил решетки на окна подвала. Для него это была работа с особым смыслом, ведь он созда­вал греческий уголок в своем родном доме, который построил в кон­це XIX века его дед Семен Георги­евич Стилиди.

     

    Сейчас мало кто знает, что это большое, но обветшавшее двухэтаж­ное здание на ул. Годлевского, 16 горожане в начале XX в. так и на­зывали: «дом Стилиди». Только улица эта тогда называлась Чет­вертая Продольная. В 1907 г. ее на­звали Георгиевской, а в 1938-м пе­реименовали в улицу XX лет РККА.

    Семен Стилиди в 80-е годы XIX века бежал из Трапезунда, спаса­ясь от гонений, которым подверга­лось христианское население тог­дашней Османской Турции. Благо­даря своей энергии и трудолюбию он сумел обосноваться в Севасто­поле, создал свое дело - пекарню. Его хлеб, булки и калачи пользова­лись большим спросом в городе. На сколоченный капитал и был по­строен этот дом, где разместилась вся большая семья. В 1901 году именно в этом доме родился отец нашего Константина Стилиди - Аристотель Семенович.

    А в большом подвале, часть ко­торого выделена нам под культур­ный центр, размещалась широко известная в тогдашнем Севастопо­ле «Хлебопекарня Стилиди». В ней работал и сам дед, и вся его се­мья. Напряженная работа и друж­ный семейный подряд обеспечи­вали достаток и благополучие. Но наступил 1917-й. Дед, к счастью, не дожил до тех бурных времен, а вот его дети и сам большой дом пережили после 1920 года все превратности судьбы, так красочно показанные в фильме «Собачье сердце» по произведению М. Булгакова. Дом отняли, оставив вла­дельцам всего две комнаты. Там и родился в 1928 г. член нашего греческого общества Константин Аристотелевич Стилиди.

    Газетной полосы не хва­тит, чтобы описать все бед­ствия, страдания и униже­ния, которые перенесла в депортации их семья. Ари­стотеля Стилиди так и похо­ронили в земле знойного Уз­бекистана. А его сын Кон­стантин, коренной севасто-полец, страстно мечтал вер­нуться на родину. В 1967 г. «к 50-летию Октября» тог­дашнее правительство офи­циально объявило, что с не­счастных депортированных народов снимается драконовский режим спецпоселе­ния. Но негласно были нажаты все тормоза, чтобы не допустить их возвращения в Крым.

    Семья Стилиди рванула в род­ной Севастополь. Константин сумел найти жилье, которое отвечало тре­бованиям тогдашней прописки: не менее 13,5 кв. м на члена семьи, но чиновник, нагло глядя прямо в лицо Константину Аристотелевичу, с циничной ухмылкой заявил: «Гре­ков в Севастополе не прописыва­ем». Тут же был послан наряд ми­лиции для выдворения. И только срочная поездка в Москву спасла положение. После мучительных хож­дений по кабинетам Президиума Верховного Совета наконец была получена милостивая резолюция «Прописку разрешить».

    Как известно, в Польше, Венг­рии, странах Балтии после распа­да Союза были приняты законы о реституции. Если бы такой закон приняли в Украине, Стилиди мог бы получить права на весь этот старый ныне жилой многоквартир­ный дом. Но Константин Аристоте­левич, будучи мудрым сыном ны­нешнего смутного времени, никог­да не говорил об этом. Он молча трудился по благоустройству наше­го греческого подвальчика. Он страстно хотел, чтобы в нем встре­чались старые и молодые, чтобы передавались традиции, и не пре­рывалась связь времен и поколе­ний.

    К глубокому прискорбию, пол­года назад он ушел из жизни. Ветераны «Атлантики» и члены наше­го общества всегда с восхищени­ем вспоминают его трудолюбие, отзывчивость, безукоризненную по­рядочность. Он уже не узнает о том, что наш Греческий культурный центр, где прошло столько пре­красных встреч, занятий, концер­тов, в любой момент может быть раздавлен непомерной арендой.

    Пусть простят меня читатели за горькие слова, но мне хочется спросить: «За что к нам, грекам, так относятся?». С одной стороны, все вроде бы знают об огромном вкла­де наших предков-греков в исто­рию и цивилизацию Крыма и Се­вастополя. Античный и средневе­ковый Херсонес, храмы, монасты­ри... Блестящие имена в истории города - талантливые офицеры, георгиевские кавалеры. Достаточ­но сказать, что адмиралы Николай Аркас и Михаил Манганари были командующими Черноморским флотом, а Михаил Кази - талант­ливый городской голова Севасто­поля - за большие заслуги удосто­ен звания «Почетный гражданин города». Я мог бы назвать еще сот­ни имен греков, создававших сла­ву нашего города.

    И в то же время, оглядывая ис­торическое прошлое, я не могу не прийти к горькому выводу, что пре­жние правящие круги сделали мно­гое, чтобы «выдавить» греков из Крыма и Севастополя…

     …В 1890 г. на средства греков была построена гре­ческая церковь во имя Трех Свя­тителей. Находилась она на углу ны­нешних улиц Партизанской и Щер­бака. В 1930-е годы здание церк­ви было снесено. В 1890 г. рядом с церковью в новом двухэтажном здании разместилось греческое училище (ныне на этом месте со­временный «Пассаж» Центрально­го рынка), которое содержалось на средства местных греков. В совет­ское время оно стало греческой школой. В 1938 г. она была закры­та. Находящаяся рядом улица но­сила название Греческая. В 1946 году название убрали, улица стала именоваться Партизанской. Роман­тические греческие рыбаки Балак­лавы, с такой симпатией описан­ные А.И. Куприным в «Листригонах», были в 1944 г. выдворены в теплушках в Среднюю Азию.

    Да простят мне этот перечень! Но греческое культурное простран­ство сокращается как «шагреневая кожа». И для меня наш культурный центр - подвальчик в «Греческом доме» - как последний рубеж.

    Но, вопреки всему, мечтается, что, может быть, кто-то большой, сильный и мудрый из руководства города придет к нам и скажет: «Ясас (здравствуйте), греки! Не тревожьтесь и не печальтесь! Се­вастополь помнит о заслугах ваших предков. Мы не дадим вас в оби­ду! Если не удастся обойти этот закон об аренде, мы соберем юри­стов и придумаем, как передать вам этот подвал в бесплатное пользование. Работайте спокойно! Ваша работа нужна для поддержа­ния в городе традиционного меж­национального согласия».

    Александр КРЫВА-АПАЗИДИ,

    член Севастопольского греческого общества,

    редактор греческой

    передачи на городском

    ради

  • Храмовый праздник – ПАНАИР в селе Чернополье

    Храмовый праздник – ПАНАИР в селе Чернополье Ежегодно, 3 июня, греки со всех регионов Крыма, представители других народов, духовенства, представители правительства Крыма, депутаты Госсовета Крыма, а…
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения